В 2011 – 12 учебном году Школа творческого словесника
работала над темой “Использование информационных технологий на уроках
русского языка и литературы”. Актуальность этой темы бесспорна, т.к.
компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только
технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу
обучения. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами
обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на
качественное образование.
Данная тема содержательно связана с научно – методической темой города “Обеспечение компетентностной направленности учебно-воспитательного процесса”.Чтобы достичь позитивных результатов в работе, были поставлены следующие цели:
- повышение эффективности педагогического процесса на основе обобщения и распространения инновационного опыта по использованию возможностей ИКТ на разных этапах урока в практике учителя-словесника
- оказание практической помощи учителям русского языка и литературы в освоении информационных технологий
- совершенствование профессиональной компетенции в области науки и методики преподавания русского языка и литературы
- создание условий для самореализации учителя, обобщения и распространения передового опыта
Школа творческого словесника в течение 2011-2012 учебного года работала над реализацией таких задач:
- систематизировать опыт работы учителей русского языка и
литературы в области использования информационных технологий с целью
популяризации и распространения
- создать банк проектов и презентаций к урокам русского языка и литературы
И- расширить работу по реализации инновационных проектов педагогической деятельности учителей русского языка и литературы, по повышению информационно-коммуникативной компетенции педагогов
- содействовать профессиональному общению, развивать опыт взаимодействия в области педагогических инноваций
В составе Школы творческого словесника 10 педагогов.
Средний возраст которых – 50 лет. Кадровый потенциал достаточно высокий. Восемь учителей имеют высшую категорию (80%), один – первую категорию (10%), один – вторую (10%).
Была проведена входящая диагностика, по результатам которой можно сказать, что из 10 членов группы 8 учителей (80%) систематически используют ИКТ на своих уроках, 2 человека - эпизодически (20%). Начинающими пользователями являются 6 человек (60%), свободно владеют компьютером 4 человека (40%). На вопрос “Будете ли вы использовать ИКТ для профессионального совершенствования?” все единогласно ответили: “Да”.
Во время итогового анкетирования в конце учебного года 1 учитель из 10 уже назвал себя “опытным пользователем” (10%), 1 человек перешел из разряда “начинающих” в разряд “свободно владеющих компьютером”. Это говорит о том, что учителя понимают необходимость овладения и использования ИКТ, как хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. С помощью информационных технологий можно жить, работать и учиться с интересом и максимальной эффективностью.
В текущем году было проведено четыре плановых заседания. В ходе заседаний проанализированы затруднения, связанные с использованием компьютерных технологий, сформулированы проблемы, спрогнозированы результаты, спланированы этапы работы, изучены теоретические материалы по данной теме, психолого-педагогическая, методическая литература, был сделан обзор информационных технологий, велась работа по повышению квалификации учителей путём обмена опытом. Учителя пробовали моделировать уроки с использованием информационных технологий, разработали методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Харченко Э.А. познакомила членов Школы творческого словесника с публикациями на данную тему. ПогорелоН.А.поделилась методикой проведения уроков с использованием метода проектов; Кузьмина Л.А. рассказала о возможностях применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; Кириченко Е.С. обратила внимание на использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы, познакомила с требованиями, предъявляемыми к мельтимедийной презентации; а Ильина В.Д. представила вниманию присутствующих методику работы по созданию слайдовых презентаций; в чем преимущество мультимедийного урока рассказала Никогосян М.В.; показала и прокомментировала мультимедийные презентации, разработанные самостоятельно и используемые на уроках,
Селиванова Ю.С.; обзор и анализ Интернет-ресурсов, полезных учителю-словеснику, сделала Солонская Л.В.
Все учителя, входящие в состав творческой группы, приняли активное участие в работе теоретического семинара на тему “Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство мотивации учения”.
Члены Школы творческого словесника пришли к выводу о целесообразности внедрения ИКТ на следующих этапах работы:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
4) в самостоятельной работе обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;
6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
В результате работы Школы творческого словесника круг учителей, использующих в работе информационные технологии, расширился. Значительно обогатился теоретический и методический арсенал членов творческой группы, деятельность которой стала более целенаправленной, системной. Успешно стали применять технологию проектного обучения. Расширился спектр использования ИКТ. Это уроки с использованием слайдовых презентаций, мультимедиа, показ видеозарисовок, фрагментов из документальных и художественных фильмов. Было чем поделиться. Учителя проявили необыкновенную настойчивость, сочетающуюся с эмоцией удивления и открытия новых возможностей, которые во многом облегчат труд словесника.
Проблемы использования информационных технологий в обучении далеко не все еще решены. Среди главных проблем были выделены следующие:
- психологическая перестройка сознания учителя
- компьютерная грамотность (особенно преподавателей)
- программное обеспечение по русскому языку и литературе
- методика применения программных педагогических средств в учебном процессе
В 2012-2013 учебном году необходимо проверить новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ, обобщить и презентовать имеющийся опыт работы Школы творческого словесника по данной теме (“Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы”) коллегам, создать банк проектов и презентаций, которые смогут использовать в практической деятельности учителя русского языка и литературы. В рамках Школы творческого словесника планируются открытые уроки членов творческой группы с использованием ИКТ. Именно открытые уроки позволят оценить, насколько успешно решается задача внедрения средств информационно-коммуникативных технологий в структуру урока русского языка и литературы, как школьники реагируют на эту форму подачи учебного материала.
Также необходимо расширить работу по реализации инновационных проектов педагогической деятельности учителей русского языка и литературы, по повышению информационно-коммуникационной компетенции педагогов, содействовать профессиональному общению, развивать опыт взаимодействия в области педагогических инноваций.
Среди членов Школы творческого словесника в течение года царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги адекватно реагировали на критику, прислушивались к советам коллег, делились опытом, что положительно сказалось на результативности выполнении поставленных задач.
Данные задачи были выполнены частично с учетом основных направлений по организации учебно-воспитательной, методической работы, а также профессиональных запросов, потребностей и интересов членов Школы творческого словесника. Не удалось включить всех учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность. А также в течение года недостаточно велась работа по созданию банка проектов и презентаций.
Причины, препятствующие выполнению задач следующие:
• недостаточный навык работы с персональным компьютером;
• инертность и слабая мотивация отдельных учителей;
• затруднение доступа в Интернет по материальным причинам.
Несмотря на это можно признать результативность выполненных задач положительной. Работу по всем направлениям удовлетворительной. Однако, учитывая вышесказанное, в следующем учебном году считаем целесообразным продолжить работу по распространению и обобщению педагогического опыта по избранной теме.
Руководитель Школы творческого словесника
Солонская Л.В.
Данная тема содержательно связана с научно – методической темой города “Обеспечение компетентностной направленности учебно-воспитательного процесса”.Чтобы достичь позитивных результатов в работе, были поставлены следующие цели:
- повышение эффективности педагогического процесса на основе обобщения и распространения инновационного опыта по использованию возможностей ИКТ на разных этапах урока в практике учителя-словесника
- оказание практической помощи учителям русского языка и литературы в освоении информационных технологий
- совершенствование профессиональной компетенции в области науки и методики преподавания русского языка и литературы
- создание условий для самореализации учителя, обобщения и распространения передового опыта
Школа творческого словесника в течение 2011-2012 учебного года работала над реализацией таких задач:
- создать банк проектов и презентаций к урокам русского языка и литературы
И- расширить работу по реализации инновационных проектов педагогической деятельности учителей русского языка и литературы, по повышению информационно-коммуникативной компетенции педагогов
- содействовать профессиональному общению, развивать опыт взаимодействия в области педагогических инноваций
В составе Школы творческого словесника 10 педагогов.
Средний возраст которых – 50 лет. Кадровый потенциал достаточно высокий. Восемь учителей имеют высшую категорию (80%), один – первую категорию (10%), один – вторую (10%).
Была проведена входящая диагностика, по результатам которой можно сказать, что из 10 членов группы 8 учителей (80%) систематически используют ИКТ на своих уроках, 2 человека - эпизодически (20%). Начинающими пользователями являются 6 человек (60%), свободно владеют компьютером 4 человека (40%). На вопрос “Будете ли вы использовать ИКТ для профессионального совершенствования?” все единогласно ответили: “Да”.
Во время итогового анкетирования в конце учебного года 1 учитель из 10 уже назвал себя “опытным пользователем” (10%), 1 человек перешел из разряда “начинающих” в разряд “свободно владеющих компьютером”. Это говорит о том, что учителя понимают необходимость овладения и использования ИКТ, как хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. С помощью информационных технологий можно жить, работать и учиться с интересом и максимальной эффективностью.
В текущем году было проведено четыре плановых заседания. В ходе заседаний проанализированы затруднения, связанные с использованием компьютерных технологий, сформулированы проблемы, спрогнозированы результаты, спланированы этапы работы, изучены теоретические материалы по данной теме, психолого-педагогическая, методическая литература, был сделан обзор информационных технологий, велась работа по повышению квалификации учителей путём обмена опытом. Учителя пробовали моделировать уроки с использованием информационных технологий, разработали методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
Харченко Э.А. познакомила членов Школы творческого словесника с публикациями на данную тему. ПогорелоН.А.поделилась методикой проведения уроков с использованием метода проектов; Кузьмина Л.А. рассказала о возможностях применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; Кириченко Е.С. обратила внимание на использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы, познакомила с требованиями, предъявляемыми к мельтимедийной презентации; а Ильина В.Д. представила вниманию присутствующих методику работы по созданию слайдовых презентаций; в чем преимущество мультимедийного урока рассказала Никогосян М.В.; показала и прокомментировала мультимедийные презентации, разработанные самостоятельно и используемые на уроках,
Селиванова Ю.С.; обзор и анализ Интернет-ресурсов, полезных учителю-словеснику, сделала Солонская Л.В.
Все учителя, входящие в состав творческой группы, приняли активное участие в работе теоретического семинара на тему “Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство мотивации учения”.
Члены Школы творческого словесника пришли к выводу о целесообразности внедрения ИКТ на следующих этапах работы:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
4) в самостоятельной работе обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;
6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
В результате работы Школы творческого словесника круг учителей, использующих в работе информационные технологии, расширился. Значительно обогатился теоретический и методический арсенал членов творческой группы, деятельность которой стала более целенаправленной, системной. Успешно стали применять технологию проектного обучения. Расширился спектр использования ИКТ. Это уроки с использованием слайдовых презентаций, мультимедиа, показ видеозарисовок, фрагментов из документальных и художественных фильмов. Было чем поделиться. Учителя проявили необыкновенную настойчивость, сочетающуюся с эмоцией удивления и открытия новых возможностей, которые во многом облегчат труд словесника.
Проблемы использования информационных технологий в обучении далеко не все еще решены. Среди главных проблем были выделены следующие:
- компьютерная грамотность (особенно преподавателей)
- программное обеспечение по русскому языку и литературе
- методика применения программных педагогических средств в учебном процессе
В 2012-2013 учебном году необходимо проверить новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ, обобщить и презентовать имеющийся опыт работы Школы творческого словесника по данной теме (“Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы”) коллегам, создать банк проектов и презентаций, которые смогут использовать в практической деятельности учителя русского языка и литературы. В рамках Школы творческого словесника планируются открытые уроки членов творческой группы с использованием ИКТ. Именно открытые уроки позволят оценить, насколько успешно решается задача внедрения средств информационно-коммуникативных технологий в структуру урока русского языка и литературы, как школьники реагируют на эту форму подачи учебного материала.
Также необходимо расширить работу по реализации инновационных проектов педагогической деятельности учителей русского языка и литературы, по повышению информационно-коммуникационной компетенции педагогов, содействовать профессиональному общению, развивать опыт взаимодействия в области педагогических инноваций.
Среди членов Школы творческого словесника в течение года царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги адекватно реагировали на критику, прислушивались к советам коллег, делились опытом, что положительно сказалось на результативности выполнении поставленных задач.
Данные задачи были выполнены частично с учетом основных направлений по организации учебно-воспитательной, методической работы, а также профессиональных запросов, потребностей и интересов членов Школы творческого словесника. Не удалось включить всех учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность. А также в течение года недостаточно велась работа по созданию банка проектов и презентаций.
Причины, препятствующие выполнению задач следующие:
• недостаточный навык работы с персональным компьютером;
• инертность и слабая мотивация отдельных учителей;
• затруднение доступа в Интернет по материальным причинам.
Несмотря на это можно признать результативность выполненных задач положительной. Работу по всем направлениям удовлетворительной. Однако, учитывая вышесказанное, в следующем учебном году считаем целесообразным продолжить работу по распространению и обобщению педагогического опыта по избранной теме.
Руководитель Школы творческого словесника
Солонская Л.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий