вторник, 24 февраля 2015 г.

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Широкая компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационных технологий  в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Международное общество информатизации образования (ISTE National Educational Technolody Standarts for Teachers - http://cnets.iste.org/teachers/t_stands.html) разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов:
 1/ общие представления в области информационных технологий;
2/планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
 3/интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;
 4/использование информационных технологий для оценки результатов обучения;
 5/использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;
 6/понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.
 На основе стандартов Международного общества информатизации образования в каждой стране, в том числе и в Украине,  выработаны конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования информационных технологий в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Умелое использование информационных технологий призвано  разгрузить учителя и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных.
В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих этими технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в  практике преподавания русского языка и литературы.
Современный урок русского языка и литературы невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Информационные технологии – средство  развить, обучить, воспитать ребёнка. Средство, которое  опирается на эмоциональную сферу, усиливает наглядное представление материала на уроке. Многие из вас уже поняли преимущества использования информационных технологий для объяснения нового материала, закрепления и контроля знаний, организации групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями. Но одна из главных проблем современного этапа информатизации состоит в недостаточной ИКТ - компетентности учителя (ИКТ - грамотность современного педагога обязательна). Педагоги, которые готовы обучать учащихся,  применяя новые информационные технологии, должны: знать дидактические возможности компьютера; владеть методами использования компьютера в организации обучения; уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала; уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения; использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и многое другое. Использование информационных технологий  на уроке -  это  не цель, а еще один способ постижения мира ребенком; источник дополнительной информации по предмету; способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка. Компьютер не метод обучения, а всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Мера использования информационных технологий на уроке должна определяться целесообразностью. Не значит «чем больше, тем лучше». Следует всегда задавать вопрос: «Зачем, с какой целью использовать информационные технологии на том или другом этапе урока?». Мы не должны забывать о целесообразности их применения  для достижения следующих педагогических целей: развитие личности обучающегося; реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества; интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования.
Проблемы использования информационных технологий в обучении далеко не все ещё решены. Среди главных проблем можно выделить следующие:
• психологическая перестройка сознания учителя;
• компьютерная грамотность (особенно преподавателей);
• программное обеспечение по учебным предметам;
• методика применения программных педагогических средств в учебном процессе.
Цели подготовки учителя-словесника
к использованию информационных технологий:
Первая цель – систематизация электронных и сетевых ресурсов по русскому языку и литературе.  В результате учитель-словесник сможет ориентироваться в предметных средствах информационных технологий, подбирать из них необходимое в соответствии с собственным педагогическим стилем и особенностями класса.
Вторая цель – овладение методикой применения информационных технологий на уроках русского языка и литературы  и внеурочных занятиях. Предполагается, что учитель освоит основные способы использования возможностей, предоставляемых информационными технологиями: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интерактивном режиме, определить место мультимедийной презентации в системе урока и т.п.
Третья цель – формирование у учителя представления об информационных технологиях анализа, обработки и хранения речевых сообщений (устных и письменных), т.е. знакомство с конкретными технологиями, их значение для современного общества.

Использование информационных технологий  на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале, у учащихся появляется интерес, внимание и уважение к слову, что способствует восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности, стимулируется познавательный интерес к русскому языку и литературе, создаются условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения  эффективности  и интенсификации обучения и самообучения,  повышения качества образования.
Кроме этого, владение и использование информационных технологий – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
В современных условиях, учитывая большую и серьѐзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка и литературы.
С помощью информационных технологий можно жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе. Причем учиться не только ученику, но и учителю.
В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так своим ученикам, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях.
   Мы  просто обязаны приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс.
Сегодня просто необходимо, чтобы мы умели
- обрабатывать текстовую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;
- самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.
В ходе освоения информационных технологий мы должны повышать  свой профессиональный уровень и овладевать (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути мы ни находились, мы никогда не сможем считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

Членов нашей творческой группы заинтересовала данная тема, мы приступили к ее исследованию. На первом заседании были  проанализированы затруднения, связанные  с использованием компьютерных технологий, сформулированы проблемы, спрогнозированы результаты, спланированы этапы работы. В настоящее время изучается  психолого-педагогическая и методическая литература по выбранным проблемам. Далее в наших планах - проверить новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ. В итоге оформить результаты по теме, презентовать материалы коллегами. И наконец,  начать использовать данный опыт в работе и заниматься его распространением.

Мы поставили пред собой такие цели:

-       повышение эффективности педагогического процесса на основе обобщения и распространения инновационного опыта по использованию возможностей ИКТ на разных этапах урока в практике учителя-словесника
-      оказание практической помощи учителям русского языка и литературы в освоении информационных технологий
-                совершенствование профессиональной компетенции в области науки и методики преподавания русского языка и литературы
-       создание условий для самореализации учителя, обобщения и распространения передового опыта

Задачи состоят в том, чтобы
-         систематизировать опыт работы учителей русского языка и литературы в области использования информационных технологий с целью популяризации и распространения
-      создать банк проектов и презентаций к урокам русского языка и литературы
разработать методические рекомендации по использованию информационных технологий
расширить работу по реализации инновационных проектов педагогической деятельности учителей русского языка и литературы, по повышению информационно-коммуникативной компетенции педагогов
содействовать профессиональному общению, развивать опыт взаимодействия в области педагогических инноваций

Комментариев нет:

Отправить комментарий